Доброго времени суток, уважаемые читатели! Небольшой и тихий городок Салем, находящийся в штате Массачусетс в США, едва ли вошел бы в историю, если бы не страшные события, случившиеся здесь в конце XVII века.
Многие легенды и художественные рассказы, в которых фигурируют салемские ведьмы, основаны на вполне реальных фактах. Судебный процесс в Салеме получил широкую огласку, о нем вспоминают до сих пор.
«Охота на ведьм» была распространена в основном в Старом Свете – в Европе – в период с XV века по конец XVII века.
На территории Америки, которую постепенно заселяли выходцы из европейских стран, травля и казни людей, якобы причастных к колдовству и состоящих в сговоре с Сатаной, проходили тише и скромнее.
В том числе и по этой причине пугающие и громкие события в Салеме стали столь известны.
В Массачусетсе, где в 1626 году (по иным данным: в 1629 году) основали городок Салем, еще в начале 1640-х годов издали приказ, который давал разрешение судьям выносить смертные приговоры, если обвиняемого причисляли к колдунам или ведьмам.
Еще до дела Салема в конце 1680-х годов на территории Бостона состоялось слушание, в результате которого к повешению за занятие магией была приговорена женщина из Ирландии по имени Гуди Гловер.
История ведьм городка Салем началась в 1688 году. Именно тогда в тихий городок перебрался пастор Самуэль Паррис. Приехал он вместе с женой, маленькой дочкой, племянницей и служанкой-рабыней, родиной которой было государство Барбадос.
Спустя всего четыре года развернулась салемская охота на ведьм, инициаторами которой стала семья Парриса.
Все кошмарные события, случившиеся в течение года в американском городе, хорошо задокументированы. Благодаря подобному несложно составить максимально полную картину того, что происходило в Салеме в период с 1692 года по 1693 год.
Однако исследователи дела до сих пор не имеют единого мнения, почему горожане буквально обезумели и что стало истинной причиной, из-за которой честные люди обвинялись в колдовстве и в общении с Дьяволом.
История салемских ведьм
Холодным зимнем днем в начале 1692 года маленькая Лиззи Паррис и Эбигейл Уильямс – племянница преподобного Самуэля – начали вести себя странно, их самочувствие резко ухудшилось. Семья священника обратилась за помощью к городскому врачу Уильяму Григгсу.
В течение месяца Григгс наблюдал девочек, отслеживал динамику их состояния и пытался понять, что за непонятная болезнь поразила маленьких пациенток. Он искал лекарство, однако все попытки привести в чувства Лиззи и Эбигейл оказались тщетными. В то же время загадочный недуг начал поражать и других детей, которые дружили и общались с Уильямс и Паррис.
Отчаявшись, в середине февраля доктор Григгс сделал шокирующее заявление: Лиззи и Эбигейл не больны, но одержимы. По его мнению, девочками управляла некая ведьма или же сам Сатана желал забрать души невинных христианских детей. Свою теорию врач подкрепил информацией, взятой из книги 1689 года «Memorable Providences Relating to Witchcrafts and Possessions».
Автором упомянутого пособия выступил преподобный Коттон Мазер (Маттер). Он был причастен к бостонскому судебному слушанию, итогом которого стал смертный приговор для Гуди Гловер. Так как преподобный имел дело с ведьмой, все изложенное в его труде воспринималось как чистая правда.
Заявление доктора Григгса повергло в шок жителей Салема. В конце XVII века страх перед магией и всяким колдовством был настолько силен, что история Лиззи Паррис и Эбигейл Уильямс спровоцировала начало салемской охоты на ведьм.
Кроме того, девочки охотно давали показания, рассказывая, что они постоянно подвергаются магическому воздействию. Их слова подтверждали и другие «заболевшие» дети.
Первой подозреваемой стала Титуба – служанка в доме Паррисов. Она действительно втайне от хозяев практиковала магию вуду и рассказывала детям на ночь страшные истории о колдовстве и кровавых обрядах.
Первоначально женщина отрицала свою вину, но позднее начала помогать следствию, подтвердила свою причастность к магии. Такие поступки в итоге помогли ей сохранить жизнь.
Титубу, о которой Эбигейл и Лиззи рассказывали ужасные вещи, вынудили испечь особый «ведьмин пирог» и скормить его бездомным псам. Жители Салема верили, что это поможет избавиться от колдовских чар, излечит детей. Однако результата не последовало, темнокожую служанку отправили в тюрьму, чтобы позднее вынести ей приговор.
Из-за того, что не только дочка Самуэля Парриса и его племянница оказались одержимыми, был сделан вывод, что в городе живет сразу несколько ведьм и колдунов. Потому после заключения Титубы под стражу расследование продолжилось.
Следующими жертвами салемской охоты на ведьм стали Сара Гуд, которую в городе недолюбливали, и пожилая смертельно больная Сара Осборн. Подозрения на Осборн пали ввиду того, что у не нее был скверный характер и она отказывалась переступать порог местной церкви уже более года.
Когда пострадавших от рук салемских ведьм детей привели на допрос и показали им задержанных, те стали плакать, кричать и утверждать, что именно Гуд и Осборн занимаются черной магией и мучают их. После таких детских заявлений первого марта 1692 года обе женщины оказались за решеткой.
Постепенно охота на ведьм и колдунов в Салеме начала походить на всеобщее помешательство. Уже к концу марта 1692 года любой, кто высказывал какие-то сомнения по поводу проводимых «зачисток» или косо смотрел на представителей паствы, попадал под подозрение.
К примеру, из-за резких неодобрительных высказываний в адрес якобы одержимых детей – «они просто лгут вам!» – в тюрьму отправили Марту Кори, назвав ее ведьмой салема.
К началу первых судебных заседаний по делу салемских колдунов и ведьм за решеткой оказались:
- Дороти Гуд – маленькая дочка Сары Гуд, заявившая, что она тоже ведьма; девочка провела в тюремной камере долгие восемь месяцев;
- Джон Проктор – владелец пивной лавки, первый мужчина в Салеме, кого официально обвинили в колдовстве и в связи с Сатаной;
- Бывший священник города Джордж Берроуз;
- Шестидесятилетняя хозяйка таверны Бриджит Бишоп;
- Сестры Ребекка Нерс, Сара Клойс и Мэри Исти;
- Старик Жиль (Жюль) Кори;
- Джордж Джейкобс и его внучка Маргарет Джейкобс, с которой быстро сняли обвинения, она стала выступать в качестве свидетеля, оклеветав своего дедушку;
- Филипп Инглиш, позже сумевший сбежать из-под стражи;
- Линдия Дастин, не дождалась приговора и умерла в камере;
- Роджер Тусекар, умерший в тюрьме;
- Мэри Блэк и многие другие «без вины виноватые» жители Салема.
В документах, связанных с салемской охотной на ведьм, указано, что под подозрение в общей сложности попало не менее двухсот человек. Из них двадцать человек приговорили к смертной казни, пять заключенных скончались за решеткой.
Причина охоты на салемских ведьм
Первой причиной, как было упомянуто выше, стало состояние девочек из семьи пастора Парриса. Эбигейл и Лиззи в один момент начали жаловаться на жар и перепады настроения, дурноту, судороги. Затем они принялись вести себя так, будто бы в них вселились демоны.
Они кричали, огрызались и кусались, прятались за диванами и под столами. Через несколько дней схожее поведение стали демонстрировать и некоторые другие дети, живущие недалеко от Паррисов.
После того, как доктор Григгс предположил, что здесь не обошлось без магического влияния, дети на допросах начали раскрывать все больше и больше деталей. Они рассказывали, что кто-то в темноте колол их булавками, щипал и кусал, когда они пытались спокойно спать ночью.
В показаниях потерпевших также говорилось о следующих вещах:
- Некая неведомая злая сила заставляет их бесноваться, корчиться, принимать странные и неестественные позы, спать днем и бодрствовать ночью;
- В темное время суток наяву и в кошмарах одержимым являлись призраки и духи, которые мучили и терзали их;
- Магическое воздействие со стороны вынуждает их грязно ругаться, проклинать всех вокруг, издавать звероподобные звуки;
- Из-за порчи, наведенной местными колдунами да ведьмами, одержимые не могли зайти в церковь; от молитв и песнопений им становилось дурно: они падали в обморок или крепко зажимали уши руками.
Семеро детей, на основе слов которых вынесли первые обвинения, заявляли, что ночами видели, как над городом Салем летают ведьмы на метлах.
Анна Путнам, одна из первых обвинившая бывшего салемского священника в связи с Дьяволом, настаивала, что призрачный силуэт Берроуза являлся к ней в ночи, домогался и уговаривал отправиться с ним на Лысую гору, чтобы там присягнуть в верности Сатане.
По мере того, как охота на ведьм в массачусетском городке Салем набирала обороты, появлялись все новые основания, почему того или иного человека обвиняют в ведьмовстве. Среди них были:
- Образ жизни, не типичный для пуританского общества;
- Отказ посещать церковь или носить крестик на груди;
- Особенности внешнего вида: цвет глаз или волос, строение тела, наличие родинок, бородавок, родимых пятен;
- Экстравагантный внешний вид – одна из причин, почему Бишоп оказалась за решеткой;
- Финансовый достаток;
- Неожиданные смерти или болезни, которые поражали добропорядочных жителей Салема;
- Проблемы с домашними животными и скотом, например, рождение нездоровых телят;
- Внезапно портящиеся продукты, в частности сыр и молоко, после того как дом посещала ведьма;
- Высказывания о том, что «одержимые» дети заигрались и просто лгут взрослым, не понимая, к каким последствиям приведет их жестокая игра;
- Попытки оправдать тех, кто оказался под стражей;
- Отказ проходить медицинский осмотр, во время которого и выявлялось наличие «ведьминых сосцов» – папиллом, родинок и бородавок;
- Вера в магию, в потусторонние силы, присутствие в доме соответствующих книг или рукописей.
Каждый подозреваемый в городе Салем очень тщательно осматривался медицинской комиссией, опрашивался лицами, ведущими следствие. В ряде случаев людей пытали или проверяли, окунув на время с головой в ледяную воду.
Руки и ноги подозреваемого были крепко зафиксированы, чтобы человек не мог всплыть. Если обвиняемый не начинал дышать под водой, как якобы это умели делать ведьмы, его оправдывали.
Судебный процесс
В конце весны 1692 года по приказу губернатора Уильяма Фиппса был организован специальный суд – Court of Oyer and Terminer, который и занялся вынесением приговоров по делу салемских ведьм.
В число судей вошли: Уильям Стаутон – ярый борец с ведьмами, занимавший должность вице-губернатора и не имевший никакого юридического образования, Джон Хавторн, Питер Серджент и некоторые другие личности.
Первое обвинение вынесли Бриджит Бишоп. Свидетелями выступили не только «одержимые» дети, но и муж родной сестры Бриджит, несколько обычных жителей Салема, а также местный красильщик.
Представители защиты не сумели убедить судей в том, что Бишоп не причастна к магии и что даже сам Люцифер не в состоянии поработить человека, забрать его душу, если человек того не пожелает.
Судьи без сомнений и споров признали женщину виновной и вынесли ей смертный приговор, который привели в исполнение в начале июня 1692 года. Бриджит Бишоп повесили на Висельном холме в городке Салем.
Следующей жертвой стала Сара Гуд. За несколько секунд до того, как петля стянулась на ее шее, обозленная женщина прокляла всех горожан Салема и особенно священника Ноэса, присутствующего на казни. Удивительно, но проклятие Гуд, гласящее о том, что Ноэс скончается, захлебнувший собственной кровью, исполнилось через двадцать пять лет.
Дальнейший процесс над салемскими ведьмами велся очень быстро. Судьи выносили сразу по несколько смертных приговоров за раз, основываясь в большей степени на «спектральных» или «призрачных» доказательствах. В эту категорию попадало все то, что не было материальным: слухи, рассказы, не задокументированные факты.
Указанный подход подвергался критике, в том числе и со стороны соответствующих инстанций из соседних от Салема городов. Ведь молва об охоте на ведьм уже давно разнеслась за пределы городка. Потому губернатор приказал действовать быстро, без промедлений и долгих разбирательств.
В середине июля 1692 года на эшафот отправилось еще пять женщин, в числе которых была Ребекка Нерс, ранее слывшая очень прилежной прихожанкой и ведущая праведный образ жизни. Первоначально большая часть судей ее оправдала, но Стаутон настоял на повторном рассмотрении дела и убедил всех, что Нерс – ведьма, заслуживающая смерти.
Первыми казненными мужчинами стали Джон Проктор и преподобный Берроуз. Проктор пытался добиться, чтобы его дело перенаправили для рассмотрения в Бостон, однако его просьба услышана не была.
Берроуз за несколько минут до повешения старался убедить всех в своей невиновности, без запинки прочитав «Отче наш». Но и такой поступок не вразумил судей и «обезумевших» салемцев, требующих расправы над «служителями Сатаны».
В середине августа на Висельный холм отправили шесть человек, включая Джона Проктора и бывшего салемского священника. В числе осужденных на смерть была также молодая жена Проктора – Элизабет. Ей удалось избежать казни только потому, что в тот момент она была беременна.
В течение сентября состоялось еще несколько массовых казней, 22 сентября привели в исполнение последний смертный приговор. В тот страшный день на Висельном холме расстались с жизнью Мэри Исти, Марта Кори, Элис Паркер, Маргарет Скотт и еще несколько человек.
За три дня до последнего публичного повешения умер престарелый Жиль (Жюль) Кори. Его не приговорили к виселице, а отправили на пытку, названную «forte ex dure».
Судьи хотели «выбить» из Кори признание, потому, устроив на его груди деревянную доску, на нее стали складывать тяжелые камни. Мужчина ни в чем не сознался, через двое суток встретив мученическую смерть.
Вероятно, расправа над людьми, именуемая судебным процессом над салемскими ведьмами, продолжалась бы еще несколько месяцев. Однако под обвинение попала любимая жена губернатора, потому Фиппс настоял на быстром роспуске специального суда. Почти всех оставшихся заключенных оправдали. Массовые аресты прекратились к концу осени 1692 года, но из тюрьмы людей освободили только в мае 1693 года.
Исторические факты
В документах зафиксировано, что за несколько месяцев до начала охоты на ведьм в Салеме случилась сильная эпидемия оспы. Болезнь стала еще одной причиной, почему отдельно взятых невинных горожан обвинили в ведьмовстве. К примеру, кроме прочего, такое основание для ареста выдвинули в адрес Марты Кори.
Ребекку Нерс, чье дело рассматривалось дважды, нарекли в конечном счете ведьмой из-за странного стечения обстоятельств. Она сильно поссорилась с одним из жителей Салема, чья свинья разоряла ее огород. Через несколько дней мужчина скончался при невыясненных обстоятельствах. Судьи расценили его смерть как результат черной порчи и проклятия, которые навела на него Нерс.
До начала вынесения смертных приговоров некоторые «одержимые» дети и другие свидетели, поняв, как страшны последствия их слов, пытались забрать свои показания. Они раскаивались и силились убедить следствие, что никаких ведьм и колдунов в Салеме нет. Однако остановить «лихорадку», поразившую американский городок, уже было невозможно.
Титуба – служанка в доме Паррисов – не оказалась в числе тех, кто отправился на эшафот. Предположительно, так получилось потому, что в XVII веке рабов высоко ценили, потому рассмотрение ее дела постоянно откладывали. Титубу из тюрьмы выкупил некий неизвестный человек, позднее забрав женщину из Салема. О ее судьбе более ничего неизвестно.
В конце 1600-х годов в ходе разбирательств было доказано, что ранее в следствии допустили ошибку. В 1702 году поступило официальное заявление, что все вынесенные приговоры – недействительны, казненные – оправданы посмертно. Через девять лет семьям невинно убиенных власти штата выплатили денежную компенсацию.
Спустя почти пятнадцать лет с момента массовых казней Анна Путнам, свидетельствующая против бывшего салемского пастора Джорджа Берроуза, написала публичное сообщение. В нем она раскаивалась в содеянном, сообщала, что все ее слова были клеветой, а она сама искренне не понимает, почему поступила так.
До сих пор ученые и историки спорят, что заставило Лиззи и Эбигейл спровоцировать охоту на ведьм. Выдвигается несколько предположений:
- Дети, впечатленные и напуганные страшными сказками Титубы, решили разыграть взрослых, но их игра и ложь зашли слишком далеко;
- Массовый и целенаправленный сговор детей, что объясняет, почему постепенно к Лиззи и Эбигейл примкнули их друзья и товарищи;
- Отравление спорами спорыньи – ядовитого грибка, поражающего зерновые культуры; попадая в организм человека, он вызывает рвоту, судороги, галлюцинации, провоцирует неадекватное поведение и повышенную температуру тела;
- Последствия эпидемии оспы;
- Развитие истерического невроза;
- Поражения головного мозга – «летаргический» энцефалит;
- Отравление ядовитыми веществами;
- Генетическое заболевание.
Неизвестно, где захоранивались тела повешенных. В память о них в городе в XX веке установили мемориал, который визуально напоминает мозаику из надгробных плит.
В начале 1750-х годов Салем переименовали в Денверс, но это не помогло восстановить его репутацию. И только в 2016 году исследователи смогли отыскать знаменитый Висельный холм, ранее его местоположение было засекречено.
Детей, которые лжесвидетельствовали во время следствия и судебного процесса, в будущем ждала незавидная участь. Их, особенно Эбигейл и Лиззи, в городе начали сторониться, с ними практически никто не общался после завершения всех разбирательств. Большинство из них умерло в одиночестве.
По мнению некоторых исследователей и магов, среди осужденных и казненных в Салеме в XVII веке действительно могли присутствовать те, кто практиковал магию, занимался колдовством или целительством. Однако едва ли они были повинны во всех тех грехах, которые им приписывали во время следствия.
Как вы считаете, друзья, почему столь драматичные события развернулись в американском городке? Делитесь идеями и предположениями в комментариях. Расскажите, пожалуйста, о статье своим друзьям в социальных сетях.
Спасибо за проявленный интерес к публикации! Если вы еще не подписались на новости сайта, обязательно сделайте это сейчас. До новых встреч!