Что такое Дзен?

Что такое дзен
 

Дорогие друзья, в этой статье мы наконец ответим на вопрос многих из Вас — Что такое Дзен? Подробно и интересно наша статья раскроет эту тайну и расскажет о ее истории, особенностях и место в современности.

 

Дзен – это уникальное буддийское течение, отличающееся невероятной красотой, необычайной живостью, естественностью и парадоксальностью. Впитав в себя духовные потоки древнейшей ведийской религии и китайского даосизма, учение окончательно сформировалось в Китае в V—VI веках нашей эры.

Само слово «дзен» уходит своими корнями к термину «дхьяна», что в переводе с санскритско-палийского означает «глубокое сосредоточение, медитация, созерцание, интуитивное видение».

дхьяна

Слово «дхьяна» со временем претерпело некоторые изменения и трансформировалось в китайское «чань», корейское «сон», вьетнамское «тхиен» и японское «дзен». В странах Запада это направление буддизма знакомо большинству людей по его японскому наименованию – «дзен».

 

Зарождение и развитие дзен

Индия

Считается, что учение «дзен» зародилось в Индии. Первым индийским патриархом называют Будду Шакьямуни.

Будда Шакьямуни

Вторым считается Махакашьяпа: именно ему Будда в полном безмолвии передал цветок лотоса, благодаря которому Махакашьяпа смог «пробудиться». Отсюда и пошла традиция передачи учения без лишних слов, то есть «от сердца к сердцу».

Махакашьяпа

 

Китай

Из Индии учение Будды было перенесено в Китай в V веке н. э. Бодхидхармой.

Бодхидхарма

Этот индийский монах говорил об учении дзен, как об очищении сердца через «созерцание своей истинной природы» и выполнение следующих действий:

  • Человек не должен испытывать ненависть к другим людям;
  • Он должен отказаться от совершения плохих поступков;
  • Последователь должен принимать все, что приносит его карма, ведь обстоятельства, в которых он находится в данное время, появились из-за его действий и мыслей в прошлом; в будущем же они исчезнут.
  • Поскольку вещи (предметы, явления) сами по себе пусты, не стоит иметь к ним привязанностей, ведь именно они зачастую являются причиной человеческих страданий.
  • Человек должен находиться в гармонии с Дхармой и Дао.

 

Вьетнам

К концу VI века учение дзен стало набирать популярность и во Вьетнаме. Тогда в страну приехал буддийский миссионер, ученик третьего патриарха чань-буддизма – Винитаручи. Там он и основал школу тхиен. Позднее во Вьетнаме образовалось еще несколько школ этого буддистского течения.

 

Корея

В Корею дзен (он же «сон») пришел в VII веке н. э. благодаря мастеру Помнангу – ученику четвертого патриарха чань-буддизма. Но дальнейшее распространение учение получило лишь в середине IX века и прекрасно развивалось до начала правления династии Чосон.

династия Чосон

Из-за того, что эта династия питала особую симпатию к неоконфуцианству, монахи сон были вынуждены смириться с рядом жестких ограничений: сокращением количества монастырей и школ, запретом на посещение некоторых городов.

После раскола Кореи в КНДР (Северная Корея) буддизм был подавлен, а в южной Республике Корее он стал конкурировать с христианством. Некоторые исследователи высказывают мнение, что только южно-корейскому дзен удалось не растерять свои высокие организационные и духовные позиции за последнее сто лет.

 

Япония

 

Япония

Первой школой, исповедующей дзен в Японии, стала школа Хоссё, основанная в середине VII века адептом дзен-буддизма Досё. Закреплению практики медитации в Стране восходящего солнца способствовали наставник винаи и практик чань под именем Дао-сюань, его преемник Гьёхь, который затем передал полномочия своему ученику Сэйкё.

Позже Японию по приглашению императрицы посетил китайский учитель чань И-Кьюн, но ему не удалось популяризовать учение дзен. Не добившись намеченного, И-кьюн вернулся на родину, а после его отъезда в Японии начался так называемый период застоя дзен. Впрочем, в то время в стране наблюдалось угасание интереса к буддизму в целом.

Значительный вклад в развитие дзен внес буддийский монах Эйсай, прозванный «учителем государства, освещающим его тысячами лучей». Дважды побывав в Китае, Эйсай убедился в том, что именно чаньское учение поможет возродить его страну. Получив «печать просветления» от своего учителя, он вернулся в Японию и сформировал школу Риндзай. Кроме того, Эйсай стал основателем культуры японского чаепития.

Буддийский монах Эйсай
Буддийский монах Эйсай

В те годы учению дзен удалось закрепиться в Японии во многом благодаря содействию этому властей. Многие члены правящего рода Хёдзе были убежденными дзен-буддистами и способствовали приезду в Японию чаньских учителей, в том числе и очень именитых. В этот период риндзай-дзен переживал свой расцвет.

Говоря об истории развития дзен в Японии, нельзя не упомянуть о его влиянии на различные виды японского искусства в период Муромати. Но позднее искусство живописи постепенно отделилось от традиции дзен, а монастыри вошли в период духовного застоя. Немалое влияние на этот факт оказали социальные и политические проблемы страны.

В это время «нравственной деградации» дисциплина в монастырях дзен была крайне слабой, а среди монахов получило распространение такое явление, как гомосексуализм. Этот же период совпал с появлением в стране первых христианских проповедников.

Буддисты

Самые конфликтные последователи двух учений – дзен и христианства – поджигали чужие храмы и церкви, но многие дзен-буддисты и христианские миссионеры сумели преодолеть разногласия и стали друзьями. Результатом этой дружбы стало принятие некоторыми последователями дзен, в том числе, и части высшей аристократии, христианства. Многие христианские проповедники, в свою очередь, были в восторге от японской культуры и охотно меняли свой образ жизни, приводя его в соответствие местным традициям.

Но в начале XVII века христиане в Японии подверглись политике гонений, а буддизм был взят под жесткий контроль правящей верхушкой. Такая зависимость от государства привела к повышению стабильности и постройке новых буддийских храмов, но внутреннее содержание буддизма было утеряно. Главным, кто позднее помог возродиться школе Риндзай в ее первоначальной строгости и чистоте, стал Хакуин, проповедующий учение дзен в доступной для обычных необразованных людей форме.

Хакуин

В начале XX века традиционной японской религией был признан синтоизм. В этот период отмечался упадок школы дзен в Японии, но одновременное зарождение интереса к учению на Западе.

 

Суть дзен

Многие люди считают, что дзен – это мудрость, знание, переданное учителем своим ученикам. Другие убеждены, что дзен – это состояние медитативного покоя и безразличие ко всему материальному миру. Но это не совсем так.

Объяснить что такое «дзен» совсем непросто. Более того, у этого понятия, по мнению практиков, нет и не может быть четкого теоретического определения. Дзен не поддается объяснению, его нельзя изучить так, как можно изучить любую другую религиозную концепцию.

дзен

На вопрос «Что такое дзен?» есть множество самых разных ответов. Первый патриарх чань-буддизма Бодхидхарма говорил об учении дзен, как о прямом переходе к пробуждению без соблюдения каких-либо условностей и прочтения священных писаний. А мастер Энго называл дзен великой истиной, найти которую можно без чьей-либо помощи, просто заглянув внутрь себя.

Монахи уверяют, что дзен – это не что иное, как реальность в том виде, в котором она есть.

Дзен – путь одиночества, путь воина.

Согласно учению, человек – независимое существо, у которого не должно быть кумиров и приверженности к какой-либо идеологии. Последователь должен идти по жизни с широко открытыми глазами, нести ответственность за все свои слова, мысли, действия и бездействия. Практикуя дзен, человек не должен ставить себя выше или ниже других.

Последователь дзен

Дзен называют антифилософским, мистическим и антирассудочным учением, одновременно отрицающим логику и противопоставляющим ей себя. Согласно учению, в основе всех вещей – пустота, но не в смысле отсутствия чего-либо, а в смысле наполненности, потенциально содержащей в себе всю вселенную. Пустоту можно постигнуть, через нее можно увидеть недвойственность вещей и явлений.

Главная цель дзен – проникновение в истинную природу ума. Дзен не нужно искать в интернет-байках, рекламе и красивых речах о буддизме. И не стоит думать, что дзен – это философия, призывающая к морали и духовности. Также не совсем правильно будет называть религией.

С дзен связано множество известных нам искусств:

  • кадо (искусство икебаны),
  • кодо (составление благовоний),
  • ногаку-до (японский драматический театр),
  • сёдо (искусство каллиграфии),
  • тядо (чайная церемония),
  • хотёдо (искусная разделка рыбы).

Тядо - искусство чаепития

Дзен активно используется во многих боевых искусствах:

  • японских айкидо,
  • дзюдо и каратэ-до,
  • корейском джиу-джитсу.

К искусствам дзен также относят:

  • кэндо (искусство фехтования),
  • кюдо (искусство стрельбы из лука),
  • суми-е (рисование тушью),
  • оригами — начните практиковать это искусство вместе с видео каналом Show Origami
  • и некоторые жанры японской поэзии.

 

Отличительные особенности дзен

Дзен включает в себя элементы самых разных школ буддизма:

  • Махасангхики («учения большинства»);
  • Мадхьямики;
  • Буддизма Чистой Земли;
  • Кэгон;
  • Тэндай;
  • Сингон.

 

Но все же традиция дзен имеет несколько важных отличительных особенностей:

1. Знание в дзен передается особым путём: наставник передает ученику свое состояние сознания «от сердца к сердцу», после чего ученик закрепляет полученную «печать просветления» медитативной практикой;

2. Учение не опирается на какие-либо определения, священные тексты и буддийские термины. По мнению наставников, все это может стать преградой к интуитивному восприятию. Согласно дзен, слова – это лишь «намёк на истину», а любые философские рассуждения совершенно бесполезны. Это отличает данное течение от других буддийских школ с их сутрами и шастрами. Однако есть некоторые сутры, с которыми на первом этапе вхождения в дзен ученики знакомятся обязательно (к примеру, Сутра помоста шестого патриарха, Праджняпарамита и т. д.)

День рождение дзен буддиста

3. Дзен может быть выражен в виде различных слов и действий, которые несведущему человеку могут показаться бессмысленными и странными. В качестве примера можно привести битье мастером дзен ученика палкой для того, чтобы помочь последнему достичь сатори – внезапного озарения, просветления. Случалось и так, что в результате таких действий наставника ученик погибал.

4. Согласно дзен, стать просветленным может каждый человек, нужно лишь, медитируя, пробудить в себе природу Будды. При этом «превращение в Будду» не должно быть сопряжено с большими усилиями последователя. Напротив, всё должно произойти естественно, само собой.

Помимо перечисленного дзен отличается от других школ своей простотой и практичностью: учение не требует от своего последователя каких-либо кардинальных перемен и «ухода от мира», поэтому человек может продолжать жить обычной жизнью, стараясь при этом быть точным в поступках, мыслях и чувствах.

Что такое дзен

Большинство последователей не становятся монахами: они ходят на работу, общаются с друзьями, но при этом не имеют привязанности к каким-либо вещам. Стоит заметить, что роль этих последователей находится на том же уровне, что и роль монаха, ежедневно уделяющего много времени физической работе в качестве практики дзен.

Дзен не требует от последователя отказа от всех его желаний и не призывает к насилию над собственной внутренней и внешней природой. Дзен вообще отвергает пессимизм и меланхолию, напротив, ставя во главу угла позитивное отношение к жизни. К главным отличительным чертам учения относят его парадоксальность, интуитивизм и адогматичность.

 

Исследователи о дзен-буддизме

Изучением буддийского направления дзен занимается множество специалистов: философы, буддологи, японисты, профессоры. Результаты своих исследований они излагают в книгах и докладах. Кандидат философских наук Доманов О. А. говорил о дзен, как о способе избавления человека от страданий путем проведения индивидуальных практик, помогающих достичь ощущения свободы и безопасности.

Буддолог Оттон Розенберг называет главной особенностью учения его простоту, указывая на то, как скромно обставлены храмы, находящиеся в красивых, но совсем безлюдных местах.

Буддийский Храм

Профессор Роберт Лестер в своих трудах говорил о дзенских монахах, как о людях, проявляющих большое усердие в практике медитации, много работающих в поле и не отказывающихся от алкоголя, но при этом обладающих высоким уровнем дисциплины.

Исследователь В. Ю. Пореш уделял много времени сравнению дзен с тибетским буддизмом. Ему удалось выявить как минимум три отличия:

  1. Согласно дзен, последователь может достичь просветления внезапно, в тибетском же буддизме для «пробуждения» человеку требуется прожить множество жизней;
  2. В дзен в отличие от тибетского буддизма нет сложных ритуалов и учёных диспутов;
  3. Искусство дзен можно назвать более лёгким и спонтанным, в сравнении с ним тибетское искусство выглядит куда более «тяжеловесным».

По мнению япониста А. М. Кабанова, дзен постоянно видоизменяется и может легко приспособиться к любому обществу и идеологии. Меняясь и подстраиваясь, словно хамелеон, дзен способен взять что-то из местных традиций и одновременно стать их частью.

Д. Т. Судзуки называл дзен единственным учением, в котором есть место смеху. Более того, смех – плотский, вульгарный, простонародный – входит в практику дзен. Монах может, к примеру, насмехаться над буддами, отрицая, таким образом, всяческие авторитеты.

 

Что такое Дзен в современном мире

В наши дни японский дзен насчитывает приблизительно 20% буддийских храмов страны. Наиболее влиятельными школами являются Сото (ей принадлежит около 15 тысяч храмов) и Риндзай (примерно 3 тысячи храмов).

Также в Японии существует школа дзен Санбо Кёдан, иначе называемая «Орден трёх сокровищ», основанная в 1954 году Ясутани Хакууном. Эта дзенская школа критикует деятельность Риндзай и Сото и, несмотря на свои скромные размеры, оказывает немалое влияние на западный дзен.

Далай Лама

На Западе дзен длительное время был значительно популярнее других восточных учений, но с приходом туда тибетского буддизма интерес к первому стал ослабевать. В наши дни в Европе действует около 450 групп дзен, 60 из которых находятся на территории Германии. Много дзенских школ есть во Франции, Нидерландах, Бельгии, Великобритании, Швейцарии, Италии.

В СССР интерес к дзен проявился только к концу 60-х годов прошлого века благодаря произведениям Сэлинджера, Уотса, Судзуки и Завадской, а также появившимся в Союзе книгам, посвященным японскому и китайскому искусству (поэзии, живописи). Кроме того, на заинтересованность некоторых людей в учении повлияла популярность в те годы движения хиппи. Позднее дзен стал интересен спортивной аудитории из-за набирающих в стране популярность восточных боевых искусств.

Восточные боевые искусства

Немалая роль в популяризации дзен принадлежит Борису Гребенщикову, песни которого облегчали понимание учения для населения. В 90-х годах нашу страну стали посещать учителя дзен; тогда впервые были организованы группы китайского чань, японского дзен и корейского сон-буддизма. Но сегодня в России сохранилось совсем немного общин и последователей дзен.

В наше время в адрес дзен-буддистов сыпется немало критики со стороны представителей христианства и различных исследователей. Первые считают учение дзен атеизмом, называют его «религией смерти» и опаснейшей сектой, способной привести человека к безумию.

Вторые критикуют сотрудничество дзен-буддистов с японской армией на поле боя в период Второй мировой войны, высмеивают деятельность современных буддийских храмов и называют дзен антигуманным учением, безразличным к окружающим.

Но несмотря на это дзен остается самым открытым и одним их популярнейших направлений всего восточно-азиатского буддизма с миллионами последователей по всему миру.

Надеемся, Дорогой Читатель, мы смогли раскрыть тему «Что такое Дзен» в достаточной мере, чтобы Вы ее поняли. Оставляйтей комментарии и делитесь статьей с друзьями. Добра вам и гармонии :-)

Благодарность за информацию:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тайны Мироздания
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector