Вера в приметы — это самообман или реальность?

Вера в приметы

Наряду с верой в судьбу и гадания, суеверные люди нередко верят и во всякие приметы. Примета в суеверных представлениях — это признак якобы что-нибудь предвещающий. Крикнет сова или завоет собака, — суеверный человек говорит, что это к смерти, рассыпалась соль — к ссоре, чёрная кошка перебежала дорогу — к неудаче и т.д.

Суеверных примет много, перечислять их, нет надобности. Надо лишь подчеркнуть, что все они уходят своими корнями так же, как и всякое другое суеверие, в первобытные религиозные верования, в их веру, в магию, колдовство.

Человек чаще плохо разбирается в действительных причинах явлений. Он часто путает причину со следствием или же принимает за причину совершенно случайные совпадения. Например, уверен, что рыба перестаёт ловиться в воде, если во время ловли пройдёт мимо женщина. Случайное совпадение он принимает за причинную связь.

Человек часто не понимает того, что если одно из явлений сопутствует другому, то это ещё не значит, что они взаимосвязаны и что второе явление явилось следствием первого. Например, при массовом прилете весной с юга перелётных птиц, древние люди думали, что "птицы делают весну».

Отсюда появилась и поговорка: «Одна ласточка весны не делает». На самом же деле ласточки потому и прилетают, что наступает весна. Прилёт ласточек — не причина весны, а, наоборот, сама весна-причина прилёта ласточек, как и других перелётных птиц.

Ласточки

Суеверные приметы, основанные на ошибочном убеждении, будто одно действие автоматически вызывает другое, ему подобное, по причине их внешнего сходства. Например, в старые времена при посадке капусты надевали на себя лохмотья, и, стягивая туго волосы на голове, веря, что капуста будет лиственной, а кочаны твердые и гладкие, наподобие головы.

Этим же ложным убеждением объясняются и всем известные приметы, будто бы встреча с женщиной, несущей полные вёдра воды сулит удачу, полную жизнь, пустые — наоборот, неудачу, пустую жизнь. Или подарить нож, к раздорам, пролить чай — к нечаянности.

Этим же наивным суеверием объясняется и происхождение «волшебных лечебных средств» заговоров и заклинаний. Например, при кровотечении знахари часто прикладывали к ране свёклу, так как кровь и свёкла одинаково красные, похожие по цвету, при золотухе — сусальное золото и т.д. Лишая больных действительной медицинской помощи, знахари часто губили их.

Пережитки веры в заклинания и заговоры и сейчас мелькают во многих наших выражениях, например, «чтоб тебе пусто было». В старину верили в заговоры и заклинания, как в нечто правдоподобное, действительное, и верили в то, что это сбудется.

Вера в заговоры и заклинания когда-то была очень сильна. По мнению суеверных людей, при помощи заговоров и заклинаний знахари, и колдуны могут даже превращать, одни предметы или существа в другие. Следы таких верований живут в суевериях многих народов и поныне.

Например, если «чёрная кошка перебежала дорогу» — жди неудачу, возникла именно из веры, будто колдун или ведьма может превратиться в черную кошку.

Черная кошка на дороге

В своём сочинении «Майская ночь» Н.В. Гоголь, например, описывает, как дочь сотника отрубила вечером у чёрной кошки лапку, а утром оказалось, что у ее мачехи — ведьмы рука поранена.

Нередко можно слышать выражение: "Между ними чёрная кошка пробежала”. Считается, что пробегает нечистая сила, в образе черной кошки, и возбуждает ссору.

Нелепость суеверных примет понять нетрудно, в них нет никакой причинной связи и зависимости между предметами и явлениями. Любой результат, каждое следствие должно непременно иметь свою естественную причину, обусловленную взаимодействиями тех или иных явлений, в суеверных же приметах ничего этого нет.

Если, скажем, человек заболел или же выздоровел, то в этом, несомненно, действовали свои естественные причины (без причин ничего не бывает). Не может быть дождя, если нет на небе туч, или вырасти хлебный злак, если в землю тем или иным путём не будет занесено зерно. У каждого явления обязательно имеется своя естественная причина, без которой не может быть и следствия.

В суеверных же приметах между явлениями никакой причинной связи не имеется. В самом деле, как можно объяснить, например, довольно распространенный среди учащейся молодёжи, особенно среди девушек, предрассудок, что хорошие отметки на экзамене зависят якобы от того, в каком платье отвечала ученица экзаменаторам, в счастливом или несчастливом (счастливым платьем считается то, в котором ученица когда-то получила хорошую отметку).

Совершенно очевидно, что в данном случае случайное совпадение принимается за причинную связь, в то время как хорошая или плохая отметка зависит, конечно, не от платья, то есть не от мнимой причины, а от знания, от степени подготовки, то есть от причины естественной, настоящей.

Немало существует примет, связанных и с сельским хозяйством, с погодой, урожаем. До сих пор есть ещё люди, которые хотя и знают, что успех сельскохозяйственной деятельности зависит от добросовестной работы людей, от соблюдения правил агротехники, своевременной уборки урожая.

Сбор урожая

Но всё же продолжают верить в приметы и нередко, поэтому готовы приурочить сельскохозяйственные работы к тем или иным религиозным праздникам, скажем, косовицу к петрову дню, уборку урожая — к ильину дню и т.д.

Этот старинный обычай не всегда может быть полезен, наоборот, он часто вреден. Опоздание в сельскохозяйственной работе, как, впрочем, и во всяком другом деле, кроме вреда ничего не приносит.

У поэта Маяковского есть стихотворение, которое называется: "От примет, кроме вреда — ничего нет».

У Ферапонта, пишет Маяковский, подавился маленький сын; бросился отец за фельдшером, но не тут-то было, когда он бежал, сначала столкнулся со священником, потом чёрный кот попался навстречу. Суеверный Ферапонт каждый раз менял дорогу, и пока он бежал сын умер. «У моей басенки, — говорит Маяковский, — мыслишка та, что в несчастьях не суеверия помогут, а быстрота».

А ведь таких Ферапонтов можно ещё встретить и сейчас. Конечно, не всякие приметы являются суевериями. Есть приметы народные, основанные не на вере в сверхъестественные силы, а на наблюдениях, на житейском опыте людей. Эти приметы иногда даже дают материал для научных выводов и обобщений.

Кто не знает, например, таких известных примет: «Снег глубок — хлеб хорош»; «Зима без снегу — не быть хлебу». Наблюдательные люди нередко умеют по приметам предсказывать перемену погоды. Например: большая утренняя роса — к ясному дню, туман поднялся – к дождю.

Рыбаки определяют по приметам о скором шторме и ведут свои суденышки к берегу, чтобы укрыться от непогоды. Или такие народные распространённые приметы: перед ненастьем у больных ревматизмом ломят кости, ласточки начинают летать ниже обычного. У больных ревматизмом ломят кости потому, что ревматические боли обычно усиливаются от сырости.

Рыбак

При наступлении же непогоды в воздухе задолго до этого увеличивается влажность, а больные суставы на это реагируют. Ласточки тоже начинают летать ниже обычного потому, что перед дождём понижается атмосферное давление, отчего мошки, находящиеся в воздухе, опускаются ниже, и ласточки, питающиеся этими мошками, в свою очередь, начинают летать ниже обычного.

Люди, наблюдая в течение длительного времени явления природы, подмечали их взаимную связь и периодичность, повторяемость. Отсюда сделали правильный вывод о связях между явлениями. В стихотворении «Приметы» А.С. Пушкин передал замечательную наблюдательность народа, его умение примечать настоящее и предвидеть будущее.

Пушкин писал:

«Старайся наблюдать различные приметы:

Пастух и земледел в младенческие леты,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И мразов ранний хлад, опасный винограду».

Народные приметы можно вполне естественно объяснить и найти в них действительные причины, по которым они сложились. Эти приметы помогают в труде, а суеверные, наоборот мешают в этом.

Но народных действительных примет, по сравнению с приметами суеверными, очень мало. Народные приметы тонут в массе суеверных примет. Учёные установили, что лишь маленькая часть примет действительно совпадает с научными данными, а большинство им противоречит.

Веря в различные суеверные примете и обряды, люди и не подозревают того, что они подражают колдунам, дикарям, «священнодействовавшим» по темноте и невежеству, более того, такие люди нередко даже вступают в спор, доказывая правильность своих суеверий.

Вера в суеверные приметы — это вредный пережиток прошлого, и, как всякий иной пережиток дикости, она является препятствием на пути нашего движения вперёд к коммунизму, сковывает свободу человека и держит его в напрасном страхе перед неизвестным.

   
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тайны Мироздания
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: