Волк Фенрир в скандинавской мифологии — легенда великого существа

Волк Фенрир

Приветствуем вас, друзья! Скандинавская мифология пестрит яркими и любопытными персонажами. Среди них выделяется волк Фенрир, выходящий не на первый план в легендах и сказаниях, но играющий большую роль в северной мифологии в целом. Кто он такой? Какова его миссия? С кем из богов Фенрир тесно связан? Давайте попытаемся разобраться.

Кто такой волк Фенрир

В классических преданиях и мифах Фенрир представляется в виде огромного и злого волка. Он – одно из чудовищ северного фольклора. Он – один из опаснейших врагов всех богов. Он – собирательный образ бесконтрольных природных сил, несущих погибель всему живому. Фенрир – одно из самых известных существ из германо-скандинавской мифологии.

Несмотря на то, что тема оборотничества присутствует в северном фольклоре, Фенрир не является человеком или богом, который способен в любой момент обратиться зверем, а после снова принять первоначальный облик. Он был рожден волком, разумным, понимающим человеческий (божественный) язык и умеющий говорить.

Если попробовать взглянуть внимательнее на персонажа, то становится понятно, что волк Фенрир – хтоническое божество. Под хтоническими существами понимаются боги, которые символизируют собой сокрушительную силу и великую мощь дикой природы, всех стихий. Один из признаков хтонического божества – звероподобный внешний вид.

Иногда Фенрира описывают как некое завуалированное олицетворение смертоносного хаоса. Выйдя из-под контроля, подобная сила способна уничтожить все вокруг, каждый из девяти миров, описанных в древних северных мифах. С другой стороны, такая сила очищает и обнуляет время, ход истории. Искоренив все живое, она дарит возможность новой жизни зародиться.

Варианты написания и происхождения имени волка

В древнеисландском и древненорвежском языках имя Фенрир пишется как «Fenrir». Дословно оно означает «житель болотной топи».

Исследователи предполагают, что происходит имя от словосочетания «Fen Dweller». В некоторых русскоязычных источниках встречается написание «Фенрис», что также не является ошибкой.

Остальные примеры написания и значения имени хтонического божества:

  • Fenrisúlfr, происходит от словосочетания «Fenris wolf» — «Фенрис волк»;
  • Vánagandr – Ванагандер, дословный перевод: «чудовище (существо) реки Ван»;
  • Hróðvitnir, связано со словосочетанием «Fame wolf», означает «прославленный (великий) волк».

Внешний вид Фенрира

В мифологических текстах волк Фенрир описывается как исполинских размеров зверь. Если он разевает пасть, то носом достает до самого неба. Его клыки остры, словно бритвы.

Волк Фенрир

Глаза Фенрира горят золотисто-желтым огнем.
Есть два предположения, откуда взялось такое уточнение:

  1. Светящиеся глаза указывают на принадлежность к божественному (волшебному) миру, на причастность к древней магии.
  2. Горящие глаза такого оттенка достались Фенриру в наследство от его отца.

Все могучее тело волка покрыто густым пепельно-серым или темно-серым мехом. От загривка вдоль позвоночника тянется черная полоса жесткой шерсти. У Фенрира массивные лапы, тяжелые кости, острый нюх и очень чуткий слух.

Он умен и злопамятен. Его сердце преисполнено ненависти и злобы по отношению и к роду людскому, и практически к каждому из божеств германо-скандинавского пантеона.

Вой волка Фенрира звучит громче громовых раскатов в самую жуткую грозу. Когда он подает голос, деревья ломаются пополам, а птицы и звери падают замертво.

Совсем не удивительно, что существо вселяло ужас в сердца жителей божественного Асгарда – асов и ванов. К тому же, в древних пророчествах Фенриру уделялось особое место. Он представлял потенциальную угрозу не только для всех миров, но и конкретно для Всеотца – Одина. Однако об отношениях гигантского волка и северных богов мы поговорим чуть позже.

Семья Фенрира

Зверь, наделенный скверным характером, является одним из детей-чудовищ бога-йотуна Локи. Его брат – Ёрмунганд (Йормунганд, Мидгардсорм). Он изображается в виде невероятных размеров морского змея. Его сестра – Хель (Хела). Она – великанша, богиня и покровительница мертвых, владычица Хельхейма. Хельхейм – один из девяти миров, Царство Мертвых.

Матерью хтонического существа традиционно считается Ангрбода – великанша из леса Ярнвид (Железный лес). В мифологии она представляется как ведьма, колдунья, прародительница волчьей стаи.

Ангрбода
Ангрбода

По некоторым другим не самым популярным предположениям, родила зверя Гулльвейг – колдунья, развязавшая первую войну между асами и ванами.

Как известно из сказаний, Локи был женат на Сигюн – богине, которой отводится роль второго плана в северном пантеоне. Однако узы брака не помешали ему провести «три бесконечно долгих ночи» в объятиях Ангрбоды.

После чего у ведьмы на свет появилось трое детей. Рождены они были в заснеженной равнине в Йотунхейме – еще один из девяти миров в германо-скандинавской мифологии, который населяют йотуны (великаны).

Волк Фенрир появился на свет маленьким и глупым щенком. Однако он креп, рос и умнел буквально на глазах. Боги, прознавшие о рождении «ужасных отпрысков» Локи, понимали, что такое потомство представляет для них серьезную опасность.

Потому Один приказал привести в божественный Асгард всех троих существ, чьим отцом выступал Локи.

Гигантский зверь считается родоначальником безжалостного волчьего войска. В более древних мифологических текстах говорится, что у него было двое сыновей:

  • Хати – волк, гоняющий по небу Мани (Луну), которого в «судный час» он должен проглотить;
  • Сколь (Сколль) – волк, бегущий по небосклону за Соль (Солнцем), чтобы съесть ее.

В поздних пересказах древних северных преданий дети Фенрира уже не фигурируют.

Значение персонажа в германо-скандинавской мифологии

Великий зверь предстает в мифологических записях в роли существа, несущего погибель всем богам. Он – закоренелый враг и главная угроза для Всеотца.

В час, когда наступит Рагнарёк (конец света), Фенрир вступит в бой с Одином, в котором выйдет победителем. Он разорвет и проглотит верхового бога северного пантеона.

Несмотря на подобное предсказание, участь волка тоже не завидная. Выжить в Рагнарёке ему не суждено. В мифах говорится, что, желая отомстить за смерть Одина, против сына Локи выступит Видар – сын Одина. Сцепившись с волком, он разорвет ему пасть, наступив ногами на нижнюю челюсть, а на верхнюю надавив ладонями.

В переправленных и более современных текстах указывается, что волк Фенрир – тот, кто перед началом Рагнарёка убил Соль и Мани. Поглотив солнце и луну, зверь навлек на все девять миров кромешную тьму и лютый холод.

Хоть Фенрир и не выступает постоянным героем германо-скандинавских мифов, без него не может свершиться предсказание о погибели богов и падении миров.

Хтоническое существо занимает определенное место в мифологии, помогая колесу жизни сделать оборот. Потому не стоит недооценивать этого мифологического персонажа.

Отношения с асами и ванами

Как было сказано ранее, Всеотец приказал привести в Асгард трех детей Локи. Когда те предстали перед богами, каждый из асов и ванов ощутил угрозу и мощь, исходящие от них. Однако, в отличие от Хель и Ёрмунганда, Один не отправил в изгнание Фенрира.

Всеотец прекрасно знал о пророчестве. Он видел в своих тяжелых и мутных снах разинутую волчью пасть. Но Один надеялся изменить ход истории, предотвратить катастрофу и «усмирить» гигантского зверя, который на тот момент выглядел безобидным и игривым щенком.

Оставшись в Асгарде, Фенрир потерял возможность общаться с Ангрбодой. Локи и другие боги также старались не контактировать с ним. Первоначально кормился волк молоком священной коровы. Однако он очень быстро рос.

Единственным из жителей божественного Асгарда, кто не побоялся подойти к зверю, стал Тюр – бог войны. Он кормил существо мясом, которого с каждым днем требовалось все больше. Тогда в глазах Фенрира Тюр был тем, кому можно доверять.

Выросшее до нереальных размеров хтоническое божество пугало асов и ванов. Они обратились к Одину, желая, чтобы Всеотец защитил их от волка. Подумав, Один принял решение: сковать Фенрира так, чтобы тот не мог вырваться.

Сын Локи не был наивен, потому богам пришлось действовать хитростью. В один из дней они пришли к нему, неся с собой цепь, именуемую Лединг. Асы и ваны обратились к Фенриру, попросив его показать свою силу. Они опутали цепью зверя, но тот порвал Лединг в один момент, после чего разразился радостным и громогласным воем.

Волк в цепях

Во второй раз боги принесли волку Дроми – новую крепкую цепь. Она была в разы тяжелее и массивнее Лединга. Приковали ею Фенрира и предложили волку вновь продемонстрировать силу.

Зверь с легкостью уничтожил оковы и снова радостно, победоносно взвыл. Однако в тот момент он заметил, что асы и ваны не ликуют вместе с ним, это его насторожило.

Один, поняв, что справиться с существом обычным способом невозможно, обратился за помощью к цвергам – карликам, обитателям одного из подземных миров. Они славились тем, что создавали волшебные артефакты.

Пойдя богам навстречу, цверги изготовили золотую цепь, названную Глейпниром. В металл они подмешали: медвежьи жилы, волосы из женской бороды, слюну птиц, тихий звук кошачьих шагов, дыхание рыб и корни всех гор в девяти мирах.

В третий раз пришли боги к Фенриру, неся с собой Глейпнир. Но существо выдвинуло требование: пусть кто-то из жителей божественного Асгарда положит руку в его пасть в тот момент, когда его опутают цепью. Если он – Фенрир – не сумеет порвать оковы, он сомкнет свои челюсти.

Единственным, кого не напугала просьба сына Локи, стал Тюр. Пока боги сковывали Глейпниром зверя, Тюр успокаивал волка, обманывая его, говоря, что никакого вреда асы и ваны ему не нанесут.

Плененный Фенрир несколько раз попытался избавиться от цепи, но у него ничего не вышло. Заговоренный волшебный Глейпнир был прочен и несокрушим. Тогда волк, поняв, что его обманули и предали, безжалостно стиснул челюсти и лишил бога Тюра части правой руки.

Чтобы заставить волка открыть пасть, боги воткнули в его нижнюю челюсть меч. Он протаранил весь рот обезумевшего зверя и уперся острием в нёбо.

Фенрир взвыл, не в силах закрыть пасть. Кровь и слюна его смешались, заструились бурным потоком и образовали реку Ван.

Асы и ваны спешно пропустили через звенья цепи прочные волшебные шнуры. Один из них они прикрепили к камню Твит, второй – к скале Гийоль.

В одной версии мифов говорится, что темницей для сына Локи стала пещера в Гийоль. В других текстах сказано, что зверь остался на земле возле скалы. Гийоль возвышается на старом острове Лингвэ, что находится в озерных водах Амсвартнира. Прикованное, с мечом в пасти хтоническое божество останется до начала Рагнарёка.

Закономерен вопрос: почему никто из семьи Фенрира не пришел к нему на помощь? Предполагается, что и Ангрбода с Локи, и Ёрмунганд с Хель прекрасно понимали, какая невероятная сила таится внутри волка. Нельзя было позволить, чтобы его мощь и лютая ненависть вырвались наружу раньше положенного срока.

Какие интересные факты и дополнительные детали известны вам, дорогие наши читатели, об исполинском скандинавском волке? Поделитесь своими мыслями в комментариях к публикации. Если статья вам понравилась, расскажите о ней друзьям в социальных сетях. Не забудьте подписаться на обновления сайта. Спасибо, что были с нами! До скорой встречи!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тайны Мироздания
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector